IT в медицине

Два месяца я писал заметки для конференции БИОТЕХМЕД о развитии ИТ-технологий в медицине, чтобы затем собрать их в одном посте.

Модернизация здравоохранения является одним из приоритетных направлений концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Основными акцентами в модернизации являются повышение уровня технологической оснащенности, внедрение новых стандартов медицинской помощи и повышение уровня квалификации медицинских работников. Медицинские учреждения в России активно переходят с аналогового учета на цифровой, осваивают системы компьютерного анализа и прогнозирования. Начинают использоваться системы автоматизации и робототехнические комплексы. Например, роботы-хирурги Da Vinci уже присутствуют в 25 больницах России. Идёт развитие трикодеров, аппаратов, способных ставить диагнозы автономно от врача, мобильных приложений и нательных датчиков-гаджетов. Это позволяет предсказывать и предотвращать большинство серьезных заболеваний на лету.

Развиваются в России и технологии 3D-биопринтинга. Российские специалисты одними из первых напечатали органный конструкт щитовидной железы мыши с помощью российского же биопринтера Fabion. Биопечать — это процесс воссоздания с копии органа на основе живых клеток организма. Лидеры индустрии в России — первая отечественная частная лаборатория, работающая в области трехмерной органной биопечати, «3D Bioprinting Solutions». Новые технологии в области генетических исследований развиваются как во всём мире, так и у нас в стране. Например, метод монтирования ДНК — система CRISPR/Cas9. Уже сегодня она позволяет напрямую манипулировать генами. Это технология поможет в борьбе с тяжелыми болезнями и открывает фантастические перспективы в области перестройки ДНК эмбрионов. Нам ещё далеко до полного понимания влияния механизмов работы человеческого генома на здоровье и для этого требуются дополнительные исследования, но ясно, что современное развитие генетики кардинально меняет лицо медицины. В течение 20 лет CRISPR/Cas9 станет тем более обычным делом, требующим квалифицированных специалистов.

IT в медицине 1
Тем временем в жизнь медицинского сообщества прочно вошли термины “непрерывное медицинское образование” и “непрерывное профессиональное развитие”. Первое можно определить как обязательное для медицинских работников. Постоянное обучение по программам повышения квалификации начинается после получения специальности и длится в течение всей профессиональной жизни. К сожалению, раньше многим специалистам физически не хватало времени учиться и работать, так как подобный график подразумевал под собой постоянные отъезды на конференции и в командировки. Обмен опытом между врачами шёл очень медленно, а значит уровень медицинской помощи и общее развитие технологий в регионах часто сильно отставало от центров.

С развитием телемедицинских технологий и созданием телемедицинских центров в учреждениях здравоохранения стало возможным высококвалифицированным специалистам из своих операционных дистанционно в режиме online делиться опытом применения высокотехнологичных методов лечения. Наряду с телеконференциями широко применяются такие интернет-технологии, как обучение на вебинарах. Ведущие специалисты России проводят целые курсы лекций для врачей и медицинских сестёр, а также отвечают на их вопросы. Развитие систем синхронного перевода позволяет привлекать для обмена опытом и зарубежных специалистов. Благодаря современным информационным технологиям в обучении многие врачи имеют возможность не только постоянно повышать свой уровень и быть в курсе всех новых технологий, но и обучаться совершенно новым для себя специальностям. И всё это без отрыва от основной деятельности.

IT в медицине 2

Это далеко не все технологические новинки в отечественном и мировом здравоохранении, которые были разработаны и внедрены за последние годы. Разберём лишь основные темы.

Комплексная автоматизация

Современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных. Эффективность использования этой информации напрямую влияет на качество медицинской помощи и общий уровень жизни населения. Поэтому перед медицинскими учреждениями сегодня остро стоит вопрос создания комплексных информационных систем, которые будут помогать в решении диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других задач.

Big Data и облачные вычисления уже давно и с успехом используются в международной медицинской практике. В России рынок больших данных только начал расти. В 2014 году американская компания IDC оценивала его в $340 млн и прогнозировала рост как минимум на 40% в год, даже несмотря на проблемы в российской экономике. Эти тенденции повлекли за собой качественные изменения в медицине на уровне диагностики и лечения пациентов. Рост объемов обрабатываемых данных, появление мощных аналитических инструментов и развитие облачных технологий позволяют делать прогнозы об эффективности различных методов лечения, основываясь на просмотре истории всех обращений к врачу конкретного пациента, а также на многочисленных накопленных материалах из других историй болезней. Данные технологии дают возможность находить подобную информацию в реальном времени и применять ее в ходе консультаций у того или иного специалиста.

До недавнего времени в российском здравоохранении почти полностью отсутствовала автоматизация и весь документооборот производился на бумаге. Это сказывалось на скорости и качестве обслуживания пациентов и затрудняло работу в медицинского персонала и часто приводило к врачебным ошибкам. Руководство медицинским учреждением так же страдало из-за отсутствие контроля работы подразделений и недостатка оперативной и аналитической информации.

Учитывая это, многие отечественные лечебно-профилактические учреждения в последние годы начали активно внедрять комплексные медицинские информационные системы. Они представляют собой универсальный программный продукт, позволяющий на качественно новом уровне осуществлять руководство деятельностью медучреждения и оказывать медицинские услуги. Особенностью подобных систем является переход от локальной работы с медицинской информацией к интегрированной системе, где все данные, проходящие через учреждение, доступны из единой информационной среды. При этом полностью реализуется безбумажная технология, но ,однако, сохраняется возможность получения “твёрдой копии” любого документа. Использование современных медицинских технологий позволяет повысить качество оказания медицинских услуг, оптимизировать управление различными структурными медицинскими подразделениями и создать основу выхода на мировой уровень медицинского обслуживания.

IT в медицине 3

Системы поддержки принятия решений

Клинические системы поддержки принятия решений начали создавать в связи с осознанием острейшей социальной проблемы. В конце 1999 г. в США был опубликован доклад Института медицины о том, что в стационарах страны ежегодно умирает до 98 тысяч пациентов из-за погрешностей, допущенных медицинским персоналом. Примерно 7 тысяч пациентов умирали из-за ошибочных назначений медикаментов, а это больше, чем от производственного травматизма. Стоимость лечения осложнений из-за ошибок медперсонала составляла 2 миллиарда долларов в год.

Стало очевидно, что необходимо повышать безопасность пациентов, используя информационные технологии. Было принято решение о внедрении клинических информационных систем, снабженных механизмами поддержки врачебных решений. Обычно это базы данных, объединяющие электронные истории болезни со специальными инструментами (автоматические напоминания или калькуляторы дозировки лекарств) предназначенными для использования клиницистами в процессе принятия решений. В основу таких систем были положены научно обоснованные руководства по клинической практике и другие достоверные данные научных исследований.

В России системы поддержки принятия решений также активно развиваются. Они уже не представляют собой надёрганные выдержки из руководств и исследований. Это полномасштабные программные продукты, способные выдавать решения, основываясь на моментальном анализе огромных баз данных.

IT в медицине 4

Безопасность персональных и медицинских данных

Каждый, кто когда-то заходил в поликлинику, видел как хранятся сведения о состоянии здоровья пациентов – медицинские карты. В различных учреждениях ситуация может отличаться, но в большинстве случаев получить доступ к помещению, где они хранятся, не составляет особого труда. Значительную долю проблем в безопасности в этом случае создают сотрудники, которые зачастую довольно пренебрежительно относятся в личным данным пациентов, оставляя медицинские карты в открытом доступе.

В настоящее время во многих лечебных учреждениях истории болезни превратились в электронные медицинские карты. Данные в них накапливаются, систематизируются и, соответственно, привлекают злоумышленников. Представьте, что на черном рынке стоимость медицинских сведений может быть примерно в 10 раз выше финансовых (номера счетов, кредитных карт и т.д.). Чем выше уровень клиники, тем привлекательней данные о ее клиентах.

Безопасность ИСПДн (информационных систем персональных данных) прописана в 1119 Постановлении правительства, 21 приказе ФСТЭК России и 378 приказе ФСБ России. Даже небольшая больница или поликлиника попадает под весьма жесткие требования по 3-му Уровню защищенности (УЗ-3), а набрав более 100.000 записей и под УЗ-2, что предусматривает достаточно обширный набор защитных мер. Но подчастую отсутствие должного финансирования для закупки и внедрения средств защиты не позволяют даже задумываться о соблюдении требований.

Конечно, такое положение дел не могло долгое время оставаться неизменным и уже сейчас есть медицинские учреждения, в которых персональные данные очень хорошо охраняются. Внедрены все системы защиты от физического и удалённого проникновения в базы данных, а персонал хорошо обучен и не допускает ошибок. Но всё же эта проблема по прежнему стоит в ряду наиболее актуальных перед любым ЛПУ.

IT в медицине 5

Грядущее законодательство и правовые основы для использования телемедицины

В настоящее время медицинская помощь за пределами мед. организации может быть оказана только в двух ситуациях: по месту вызова бригады скорой помощи и в карете скорой помощи. Это регламентируется ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Однако в Госдуме уже рассматривается законопроект о внесении изменений в этот закон и статью 10 закона «О персональных данных», направленный на урегулирование применения современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Юридически это означает, что в России, наконец-то, расширяется понятие медицинской услуги и добавляется термин «телемедицинские технологии». Телемедицина в законе описывается как «комплекс организационных, технических и иных мер, применяемых в процессе оказания медицинских услуг пациенту с использованием процедур, средств и способов передачи данных по каналам связи, обеспечивающих достоверную идентификацию участников информационного обмена — медицинского работника и пациента или его законного представителя». На практике же российская медицина, наконец-то, получает возможность законно проводить телеобучения персонала и транслировать сложнейшие хирургические операции. Известные врачи теперь смогут в режиме реального времени консультировать своих коллег из глубинки, мгновенно получая и передавая персональные данные пациентов.

После принятия законопроекта медицинским организациям всего лишь останется принять подзаконные правовые акты, которые будут регулировать отдельные механизмы реализации положений законопроекта, и они будут иметь право оказывать телемедицинские услуги. Это новый этап развития медицины в России.

IT в медицине 6

 

Конференции БИОТЕХМЕД пройдёт 26-27 сентября в Геленджике. Я буду участвовать в ней и подготовлю несколько репортажей. И, конечно, буду выкладывать фотографии в Instagram и вести трансляции в Facebook. Подписывайтесь.

Ещё больше информации о конференции вы можете найти на их сайте и социальных сетях. Например, в том же фейсбуке.

Спасибо за внимание.

Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
0
Прочитали? Прокомментируйте!x
Яндекс.Метрика